ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВНЕ УНИВЕРСИТЕТА (1930-1941-гг.)
Как видно, научная деятельность сотрудников юридического факультета в конце 1920 года была также плодотворительна, что позволяло оптимистически говорить о дальнейшем перспективном развитии факультета. Однако как указано в предыдущих разделах, в начале 1930-го года образовался вопрос о закрытии университета, а это оказало влияние на юридический факультет.
В конце января 1930 года разработан проект переорганизации университета, который 1 февраля был обсужден в Коллегии Народном Просветительском Комиссариате. В ходе разработки Проекта, точно определены функции и цели каждого факультета, предусмотрены организации новых факультетов, например экономичесокго факультета и подготовлен новый учебный план. На экономическом факультете сначала запланировано разделение административно-хозяйственное отделение экономического факультета и открытие трех семестров – второго, третьего и пятогой семестров за счет присоединения его к новому факультету. Первый семестр не подлежал открытию, поскольку в второплановых средних школах и техникумах выпуск должен был быть только летом 1930 года. Что касается самого юридического факультета, факультет предусматривался организоваться в составе двух отделов: судебного, занимающегося подготовкой юристов и административного отдела, подготовившего кадров для советского аппарата. Срок образования на юридическом факультете был установлен из 6-7 семестров, то есть 3-3,5 лет. Однако эти планы остались незавершенными. Процессные работы вели к закрытию университета. Высшие директивные органы усердно старались реализовать план подчинения хозяйственным интересам деятельности центров наук и образований. Первый шаг в этом направлении сделан в конце февраля 1930 года. Для организации бесперерывного производственного обучения, обеспечения решительного влияния на учебные работы высших учебных заведений и техникумов, создания отношений между центрами наук и образований, успешного использования выпускников этих учебных заведений, 25 февраля 1930 года Совет Народных Комиссаров Азербайджанской ССР принял решение «о прикреплении высших учебных заведений и техникумов к управлениям и хозяйственным органам». По этому решению ряд факультетов университетов должны были быть прикреплены к соответствующим хозяйственным органам. Например, медицинский факультет АГУ должен был быть прикреплен к Народному Здравоохранительному Комиссариату и Бакинскому Здравоохранительному Управлению, педагогический факультет должен был быть прикреплен к Народному Просветительскому Комиссариату. А юридический факультет конкретно не был прикреплен к какому-нибудь органу. Он, вместе с экономическим факультетом, в зависимости от специализации должен был организовать практику и контракцию во всех управлениях и учреждениях.
20 февраля 1930 года на основе доклада ректора о реорганизации университета Президиумом ЦК АК(b)П разработан широкий проект новой организации АГУ. Данный проект предлагал хранение и развитие АГУ в широком смысле. Там предусматривалась выдача факультетам права распределения широких прав на отделения и специальности. Однако при обсуждении данного проекта на совещании от 11 апреля 1930 года Социально-культурного отеделения Республиканского Государственного Планового Комитета, раздел, посвящанный факультетам был ликвидирвоан из документа. Причина этому прдставлялась таким образом: «Разделение отдельных факультетов в качестве самостоятельных высших школ в связи с предусмотрением реорганизации АГУ». В протоколе совещания Государственного Планового Комитета Азербайджанской ССР от 15 апреля 1930 года указывается, что «разделяясь в качестве самостоятельных институтов отдельные факультеты, для основательной реорганизации университета, исключить оттуда одно отделение (отделение по «факультетам») как устаревшее отеделение.
Таким образом, в апреле 1930 года уже стало известно, что университет закроется и на основе отдельных его факультетов, будет организовано высшее учебное заведение соответсвующего профиля. Хотя вопрос ликвидации АГУ не был остановлен даже в дневнике совещания Государственного Планового Комитета от 15 апреля.
Решающим шагом пути, ведущий к ликвидации Университета стало решение «О выдаче управлениям полномочий управлением, являющимися потребителями продуктов некоторых учебных заведений», принятое на заседании Президиума Государствнного Планового Комитета от 21 апреля 1930 года.
В документе предусматривлаось нижеследующее:
Медицинский факультет АГУ, передаваясь Народному Здравоохранительному Комитету преобразовать в Азербайджанский Медицинский Университет; Педагогический факультут АУЯ превратить в Высший Педагогический Институт; Педагогический институт превратить в отдел при высшем Педагогическом Институте дял подготовки и переподготовки учителей; Юридический и экономический факультеты АГУ до решения этого вопроса в советском масштабе, оставить ихтийарында Народного Просветительского Комиссариата.
5 мая 19930 года на заседании Совета Народных Депутатов принято решение «О реорганизации высших учебных заведений и техникумов и прикреплении их к хозяйственным органам». Данное решение, принятое Представлением Государственного Планового Комитета требовало завершение реорганизации университета до 1 –го сентября. По документу, юридический факультет АГУ, предаваясь на распоряжание Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана должен был превратиться в Институт Советского Государственного Строя и Права.
Наконец, Народный Комиссариат Азербайджанской ССР принял итоговое решение «О реорганизации и районировании Высщих учебных заведений и высших технических школ (училищ) Азербайджанской ССР и их передаче на распоряжение соответсвующих хозяственных органов и Народного Комиссариата». И таким образом, университет разделился на самостоятельные институты и его существованию был поставлен конец. В июне того же года на базе юридического факультета АГУ создался Институт Советского Государственного Строя и Права (ИССГП), который передался на распоряжение Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана. Так завершилась первая часть институтного этапа юридического факультета.
Разговаривая об истории периода до возвращаения юридического факультета в состав АГУ с 1930 – по 1941 года, можно сказать только то, что юридический факультет в тот период потерял свои самостоятельность и функции научно-образовательного учреждения и превратился в дополнение партийно-советских органов, подготавливающее идеологических и административно-хозяйственных кадров. А это в свою очередь считалось горьким результатом политики тотального огосударствления, осуществляюмей во всех областях жизни общества в то время. Дело даже дошло до того, что институтом, созданном на базе юридического факультета руководили лица, а точнее государственные лица, политические деятели, администраторы и аппаратники, не имеющие никакого отношения к науке, образованию и учебе в целом. Так, на должность директора Института Советского Государственного Строя и Права был назначен ни кто иной, как абсолютно далекий от науки права и вообще от научно-педагогической деятельности человек, а точнее видный в свое время советский государственынй деятель В.М.Талыблы.
Институт Советского Государственного Строя и Права как научно-образовательное учерждение не обладал какой-либо самостоятельностью. Он только был вынужден исполнять приказы и инструкции, указы и директивы вышестоящих органов, а именно Исполнительного Комитета Азербайджана, ЦК АК(b)П, Совета Народных Комиссаров. Все мероприятия, научно-исследвоательские работы, их роводимые в Институте, тематика и направления также устанавливались и руководились высшими государственными и правительственными органами, что становилось причиной появившихся серьезных трудностей. С этой призмой не исключено, что в течение 3-х лет существования ИСГСП здесь не проводилось ни одного мероприятия или фундаментальной научно-исследовательской работы, служивших напрямую развитию науки права, не защищено каких-либо кандидатских и докторских диссертаций, не написано каких-либо монографий, книг, учебников, способствующих развитию юридических наук. Институт подготавливал не юристов – сотрудников судов, прокуратур, юстиции, не научные кадры, а в основном админитсраторов, хозяйственников и аппаратников.
Однако все это не основание полагать, что Институт Советского Государственного Строя и Права полностью незначителен. Его существование и деятельность имели также и полезные стороны. Во первых, после создания Института, прием увеличился, то есть повысилось число желающих поступить в Институт молодежи, даже если, это происходило администратвиным путем. Во вторых, в период массовой неграмотности и дефицита национальных кадров, Институт Советского Государственного Строя и Права выпустил для государтсвенного аппарата сотни специалистов и государственных служащих. По крайней мере абсолютное большинство из них были азербайджанцы и, с точки зрения дальнейшего развития науки права в Азербайджане и повышения интеллектуального потенциала общества в целом, Институт выступал в роли значительного фактора.
В 1930-1933 гг. следующий этап в истории юридического факультета, действующего в качестве Института Советского Государственного Строя и Права, начинается с ликвидации небольших институтов в 1930 году. Так, Институт Советского Государственного Строя и Права создан и присоединен в состав Общественно-Экономического Института в том году, и подвергся корневым структурным реформам. Контингент студентво и преподавателей Института Советского Государственного Строя и Права естественно передан в состав Общественно-Экономического Института и в результате чего Институт Советского Государственного Строя и Права вместе со своим контингентом студентов и преподавателей превратился в Юридический факультет Общественно-Экономчисекого Института.
Превращение Института Советского Государственного Строя и Права в отдельный юридический факультет наделяло верой в расширении диапазона научно-исследовательских работ в сфере юридических наук.
Поскольку с одной стороны, в профиле, учебном плане и функциях факультета были осуществлены соответствующие изменения, с другой стороны руководство факультетом было поручено профессиональному юристу – привлеченному еще в 1927 году в качестве преподавателя в юридическое отделение восточного факультета АГУ, видному юристу-ученому, великому педагогу, представителю первой делегации Азербайджанских юристов, доценту М.Гулиеву.
Именно благодаря деятельности декана факультета М.Гулиева как талантливого организатора и преподавателя, юридический факультет вернул свой прежний лик. Доцент М.Гулиев, вступивший на должность первого Азербайджанского декана (не учитывая деятельность В.М.Талыблы в качестве директора Института Советского Государственного Строя и Права) руководил юридическим факультетом Общественно-Экономического Института в течение 3 лет.
В период его деятельности в качестве декана с 1933 по 1936 гг. вопрос приема студентво в факультет урегулировался, в организаторской работе и деятельности кафедры как научный центр проведен порядок, восстановлены и ускорены научно-исследовательские работы и т.д.
В эти годы на первый курс факультета ежегодно поступало 25 студентов. Студенты в основном избирались среди опытных работников органов юстиции. Деканат специально контролировал созревание этих студентов в качестве профессиональных юристов.
Для студентов, обучающихся на юридическом факультете, не установливались каких-либо, в том числе возрастных ограничений. Даже вопрос их устройства на работу без отрыва от образования, регулировался деканатом. Так, по инициативе и представлению деканата, лучшие студенты старших курсов не отрываясь от учебы направлялись в судебные органы и органы юстиции на полномочные должности. Именно в период руководства факультетом доцента М.Гулиева, впервые наряду с Русским языком уроки начались проводиться и на Азербайджанском языке.
В тот период не было учебников и учебных пособий на азербайджанском языке относительно права. Деканат юридического факультета уделял особое внимание предотвращению существующих трудностей. По инициативе профессорско-преподавательского состава факультета в течение 3-х лет – на азербайджанский язык переведено и издано 13 учебников и учебных пособий. Помимо этого, были изданы научные труды Азербайджанских педагогов факультета. К этому периоду относятся также издание таких научных трудов как: «Что такое преступление?» доцента М.Гулиева, «Аварийная политика в период промышленного капитализма»; «Дореволюционное семейное право в Азербайджане», М.М.Векилова, «Нравственность и право»; «Нормативизм в праве» и «Общественный сельский суд» доцента Г.Джафарова.
В те годы также были изданы научные труды и других преподавателей факультета. Научный труд профессора Н.Н.Пчелина «О парве собственности в Азербайджане», труд доцента Б.Н.Хатунцева под названием «Конституция Азербайджанской ССР», вышли в свет именно в тот период. Общественно-Экономический Институт осуществлял деятельность под этим именем ровно до 1936 года и, начиная с этого года стал называться Азербайджанским Институтом Народного Хозяйства имени Карл Маркса. В связи с превращением Общественно-Экономического Института в Азербайджанский Институт Народного Хозяйства, здесь проведены ряд кадровых реформ, на некоторые должности назначены новые лица. В Юридическом факультете тоже проведены подобные изменения. Так, еще в 1929 году привлеченный в качестве преподавателя в юридическое отделение восточного факультета доцент Гасым Джафаров, в 1936 году избран деканом юридического факультета Института Народного Хозяйства. Таким образом, выпускник юридического факультета Петроградского Университета 1916 года и видный ученый по гражданскому праву профессор Г.Джафаров вошел в историю самостоятельного юридического факультета как второй декан Азербайджанского происхождения. Надо отметить, что Г.Джафарво руководил юридическим факультетом перерывами в течение 16 лет – с 1936 года по 1952 г. (В 1948 году должность декана факультета временно замещал кандидат юридических наук Вахид Гахраманов).
История юридического факультета вне Азербайджанского Государственного Университета продолжалась до 1941 года. Как отмечено в предыдущем разделе, в связи с началом войны в 1941 году и уходом на фрон большинства студентво и преподавателей, ряд высших учебных заведений, в том числе и Азербайджский Иститут Народного Хозяйства присоединены к АГУ. С того времени юридический факультет навсегда «присоединен» к университету. После восстановления в конце 1944 года Института Народного Хозяйства, юридический факультет остался в составе АГУ.